Главная Обучение Устройство История Новости Статьи
Видеоуроки Самоучитель Настройка Теория Архив табулатур Софт
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Еще раз о знаках альтерации

Я уже говорил о знаках альтерации в разделе музыкальный строй. Здесь я напомню еще раз о том, что такое знаки альтерации и зачем они нужны.

Вообще слово альтерация можно перевести с "мертвого" языка т.е. латинского, как "изменение". В нашем случае речь идет об изменении высоты нот на нотном стане. Для обозначения этого изменения и вводятся специальные знаки - знаки альтерации. Всего на свете три основных вида знаков альтерации: диез - диез, бемоль - бемоль и бекар - бекар.

Обозначения их на нотном стане понятны, теперь поговорим о каждом из них немного подробнее.

Диез - обозначает повышение ступени звукоряда на полтона. Его ставят перед нотой при необходимости извлечения звука, высота которого на полтона выше, высоты неальтерированной ноты. Как я уже упоминал здесь, существуют основные и побочные ступени звукоряда, так вот ноты с диезом будут являться побочными ступенями и располагаться между основными. Исключением из этого правила являются ноты "ми-диез" и "си-диез", которые являются соответственно "фа" и "до".

Бемоль - знак противоположный диезу. Он, в свою очередь, понижает ноту на полтона. И записывают его перед нотой именно тогда, когда необходимо произвести полутоновое ее понижение. Как многие уже догадались, побочные (промежуточные) ступени звукоряда можно записать как при помощи диеза, так и при помощи бемоля. Например, нота "ля-диез" - это тоже самое, что и "си-бемоль" и т.п.

Бекар - знак альтерации, предназначенный для отмены действия других знаков. Ставится он, соответсвенно, если возникает потребность вернуть повышенной или пониженной ноте прежнюю высоту.

Редкие знаки альтерации

К таким относятся дубль-диез дубль-диез и дубль-бемоль дубль-бемоль. Как понятно из названия понижают и повышают ноту они сразу на два полутона или на целый тон. Знаки эти редко используются, но лучше о них знать, чтобы не испугаться впервые увидев.

О границе применимости диезов и бемолей

Существуют два варианта расстановки знаков альтерации. Первый - это расположение непосредственно перед нотой, а второй - постановка при ключе. Первые знаки называются случайными, а вторые - ключевыми или знаками при ключе.

Случайный знак альтерации действуют только до конца такта, в котором он поставлен, а ключевой - на протяжении всего произведения или его части с такой комбинацией при ключе. В случае если нота "ля" помечена диезом при ключе, все ноты "ля" всех октав должны играться на полтона выше.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


.

Хотите получать бесплатные видеоуроки игры на электрогитаре? Подписывайтесь на рассылку сайта!

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Для новичка
Бонусные разделы



Анализ сайта Rambler's Top100

.