Главная Обучение Устройство История Новости Статьи
Видеоуроки Самоучитель Настройка Теория Архив табулатур Софт
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Такт и тактовый размер в нотной грамоте

Переходим к понятию такта в музыкальной теории. Такт - это основная, периодически повторяющаяся, единица любого музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что практически в каждом музыкальном творении, будь то инструментал или песня, а еще лучше танец, есть как бы опорные ритмические точки. В танце они просматриваются наиболее отчетливо, их даже можно протопать, и на один такой удар подошвы как раз и должна приходиться одна доля такта произведения. Я употребил слово доля, сейчас объясню что это такое.

Доля - это элементарная единица деления уже самого такта. Доли бывают двух видов - сильные и слабые. Сильная доля - обычно первая, на нее делается упор, можно сказать, что она акцентируется гораздо сильнее, чем последующие. Слабые доли - это те, на которые акцента не делается. Если мы вспомним такое понятие как счет, то сильные доли приходятся на счет "-раз-", а слабые - на "-и-". Как определить границы такта на нотоносце? Очень просто! На нотном стане существуют вертикальные короткие линии - тактовые черты, собственно тактом и называют то, что заключено между двумя соседними таковыми чертами.

Какие виды тактов существуют?

Глобально они делятся на простые и сложные. К простым можно отнести такты, состоящие из двух долей или двухдольные, и состоящие из трех долей или трехдольные. К сложным относятся те, которые состоят из двух и более простых, они могут быть четырехдольными, шестидольными, семидольными, восьмидольными и т.д. Сильных долей в сложных тактах несколько, но самой сильной по-прежнему остается первая, а остальные называются относительно сильными. Обычно сильная доля отмечается горизонтальной галочкой сверху или снизу. Ниже на рисунке представлены обозначения как простых, так и сложных тактов.

простые такты

а)

сложный такт

б)

Рисунок 1 - Простые - а) и сложные - б) такты с отмеченными сильными долями.

Тактовый размер

Вы, наверное, заметили на рисунке дробь около скрипичного ключа. Это и есть обозначение тактового размера. Он записывается в виде простой дроби правильной или неправильной. Допускаются любые комбинации: 2/4; 4/4; 7/16 и т.п.

Верхняя цифра в этом обозначении задает количество долей такта, а нижняя указывает длительность каждой доли. Иногда наиболее популярный размер 4/4 заменяют специальным значком C.

Синкопа и затакт

Синкопой называется перенос ударения с сильных долей такта на слабые или своеобразная инверсия ударений. На самом деле синкопа придает очень интересное звучание музыкальному произведению, разумеется, при правильном использовании.

Как я понимаю синкопа и затакт - понятия близкие. Не буду точно утверждать и вводить вас в заблуждение, но на по моей версии затакт - это любое нарушение соответствия ритмического и метрического рисунков, а не только перенос акцентов с сильных долей на слабые. Например, таким нарушением может являться объединение долей или пропуск.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


.

Для новичка
Бонусные разделы



Анализ сайта Rambler's Top100

.